Автор: Абрамов Эдуард Алексеевич
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛИЧНОСТИ В РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Абрамов Эдуард Алексеевич
студент, кафедра психологии и педагогики, факультет социальных наук,
Амурский государственный университет
г. Благовещенск
Аннотация: в статье рассматривается понятие жизнестойкости и её проявления в современном мире.
Ключевые слова: жизнестойкость, личность, качества, развитие, современность, риски, трудности.
Актуальность: испокон веков человечество сталкивалось с различными трудностями, которые вынуждали адаптироваться и подстраиваться под новые условия — реакции всегда были разными: кто-то не выдерживал тяжести обстоятельств, морально и физически истощался и погибал, кто-то находил поддержку у близких, кто-то смотрел внутрь себя и видел опору во внутренних ресурсах. Нынешние условия жизни сопряжены со множеством факторов, оказывающих влияние на психику человека: Интернет-сеть, распространённое цифровое общение, стремительное развитие технологий, урбанизация, процесс глобализации и так далее — всё перечисленное может привести к сенсорной депривации, повышению тревожности, появлению хронического стресса, апатии и глубокой депрессии.
Цель: я считаю важным осветить и распространить такое понятие как «жизнестойкость» и его проявление в современных условиях, чтобы у читающих была одна из возможных опор, которую он может обнаружить в себе, в хаотичном и быстром мире.
Следует начать с истоков понятия «жизнестойкость» — как это часто бывает, сам термин может быть сформулирован гораздо позже идей, взглядов, описаний и понятий, которые его описывают.
Так, в период Античности человек рассматривался как субъект, сталкивающийся с неконтролируемыми обстоятельствами, которые оказывали влияние на его тело и дух. Чтобы противостоять этому влиянию, представители философского течения стоицизм, стоики (Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет, Зенон Китийский и другие), обозначали необходимость в формировании определённого мировоззрения и развитии качеств, способствующих лучшему переживанию хаотичных событий — осознание собственного вклада в общую ценность, влияние социума на личность, принятие на себя долга по самосовершенствованию и решению жизненных задач, определение вещей, находящихся под личным контролем и вне него. Подобные практики размышлений, по их мнению, помогали людям обретать внутренние ресурсы для преодоления трудностей и смотреть на окружающий мир сострадательно и понимающе. [5]
В Средневековье во взглядах появился религиозный характер и сменился акцент с внешнего взаимодействия с миром (социум, природа) на внутренний мир человека (духовность, созерцание) и его веру в Бога, которая выступала основной опорой и способом рефлексии. Несмотря на свободу воли человека, все события трактовались как предопределённые Творцом, уроки, из которых люди должны были извлекать опыт. Земная жизнь не имела такой же ценности, какую её представляли античные философы, поскольку существовала идея загробной жизни и нескольких вариантов её протекания в зависимости от того образа, что вёл смертный. Идеалами выступали аскетизм, смирение, добродетельность, вера и другие. [5]
Новое время ставит целью рассмотрение не борьбы человека с трудностями и препятствиями, а обретение счастья. При этом некоторые философы затрагивают тему «жизнестойкости» — Б. Спиноза обозначал задачу человека в познании целого и себя, как части этого целого; Д. Локк говорил о целостном учении о мире, свободе, человеке, смысле существования. [5]
В начале 80-х годов 20 века американские психологи, С. Кобейса и С. Мадди, вводят понятие «hardiness» (с английского — устойчивость, выносливость). Согласно определению, жизнестойкость — система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это мера способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. [2]
Жизнестойкость позволяет человеку выдерживать удары судьбы, переосмысливать опыт, справляться со стрессом и тревогой, брать ответственность за слова и поступки, а также брать ситуацию под контроль.
Согласно концепции С. Мадди жизнестойкость включает в себя три понятия — вовлечённость (commitment), контроль (control) и принятие риска (challenge):
1. Вовлечённость (commitment) — убеждённость в том, что вовлечённость в происходящее даёт максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. Человека с развитым компонентом вовлечённости получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убеждённости порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
2. Контроль (control) — убеждённость в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность и свой путь.
3. Принятие риска (challenge) — убеждённость человека в том, что всё то, что с ним случается, способствует его развитию за счёт знаний, извлекаемых из опыта — позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надёжных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребёнком. В частности, для увеличения вовлечённости принципиально важно принятие, поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребёнка, его стремления справляться с задачами всё возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды. [4]
С. Мадди подчёркивает важность выраженности всех трёх компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трёх компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.
Сейчас мы плавно затронем особенности современного мира — мы живём в таких реалиях, которые меняются с головокружительной скоростью. То, что вчера казалось незыблемым, сегодня уже требует пересмотра. Цифровой океан информации захлёстывает нас волнами новостей, мнений и возможностей, порой не оставляя времени на передышку. Неопределённость стала постоянным спутником – в карьере, в экономике, в глобальных процессах. Социальные связи, несмотря на кажущуюся гиперсвязность онлайн, часто становятся поверхностными, а одиночество – парадоксально частым гостем. В этих реалиях современного мира жизнестойкость личности превращается не просто в полезное качество, а в жизненно необходимый навык выживания и развития. Как его укрепить в столь непростых условиях? Современный мир предъявляет уникальные вызовы нашей психике: мы буквально купаемся в информации. Фильтрация значимого от «шума» требует огромных психических ресурсов, постоянный информационный фон может вызывать тревогу, рассеянность и чувство бессилия. Ожидания по поводу скорости реакции (в работе, в общении) растут, необходимость постоянно переключаться между задачами истощает когнитивные резервы, ведёт к хронической усталости и выгоранию. В наше время особенно видны экономические колебания, быстрое устаревание профессий, нестабильная геополитическая обстановка – всё это создает фон непредсказуемости, где сложно строить долгосрочные планы и чувствовать почву под ногами. Границы между онлайн и офлайн стираются. Виртуальная жизнь стала «второй жизнью», что приносит новые возможности, но и новые риски: кибербуллинг, зависимость от соцсетей, искажение самооценки, трудности с «живым» контактом. Глобальные проблемы (экология, пандемии, социальное неравенство) заставляют задумываться о будущем планеты и человечества, что может вызывать чувство тревоги и бессилия перед масштабом проблем. Кажущаяся бесконечность возможностей (от выбора товара до жизненного пути) часто парализует и усиливает сожаление о невыбранных альтернативах. Жизнестойкость – это не синоним несгибаемости или бесчувственности. В условиях турбулентности XXI века жизнестойкость проявляется через конкретные навыки и установки: «принятие реальности», которое выражается в принятии сложностей и невзгод — жизнестойкий человек признает их существование, но отказывается видеть в них фатальный приговор. Это даёт спокойствие для поиска и принятие решений. «Фокус на контролируемом» — если ранее мы говорили про установку на “контроль” и активную позицию, то сейчас про концентрацию на зоне своего влияния: это снимает парализующий страх перед глобальными процессами. Развитие эмоционального интеллекта — сейчас это один из самых востребованных навыков, который помогает распознавать, принимать и конструктивно проживать свои эмоции и эмоции других людей, что позволит не потерять себя в цифровых технологиях, сохранить связь с самим собой и с другими, а также добиться успеха в поставленных целях. Жизнестойкость сегодня невозможна без осознанного управления своим цифровым пространством: беспорядочное листание социальных сетей, постоянное нахождение в гаджетах, замена реального общения цифровым — изматывают психику и негативно влияют на мозг. Противовес им: «цифровой детокс», критическое потребление информации, осознанное присутствие онлайн, культивирование глубоких связей и гибкость и открытость новому опыту.
Жизнестойкость в современном мире — навык, который можно и нужно сознательно развивать. Это ежедневная практика: маленькие выборы в пользу осознанности, заботы о себе, фокуса на возможностях, поддержания связей. Сложности нашего времени не исчезнут. Но, укрепляя свою жизнестойкость, мы учимся не просто выживать в этом «море перемен», а находить в нём опору в себе самом, сохранять способность к радости, росту и осмысленному движению вперед. Это и есть искусство быть человеком в эпоху турбулентности: не ждать штиля, а учиться мастерски управлять своими парусами даже в самый сильный шторм. Ваша устойчивость ы– это маяк, который светит не только вам, но и тем, кто рядом.
Список литературы:
1. Гадаев Алексей Жизнестойкость // URL: https://www.chitalnya.ru/work/4017681/ (дата обращения: 06.05.2025).
2. Гаранина М. М. Феномен жизнестойкости: подходы к рассмотрению, перспективы изучения / М. М. Гаранина // МНИЖ. — 2023. — № 12 (138). —URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-zhiznestoykosti-podhody-k-rassmotreniyu-perspektivy-izucheniya (дата обращения: 05.05.2025).
3. Горькова И. И. Жизнестойкость // URL: https://www.b17.ru/article/zhiznestoykost/?ysclid=mbhogoxh7f100855107 (дата обращения 05.05.2025).
4. Митрофанова Е. Н. «Два мужества»: к концепции жизнестойкости / С. Мадди // Вестник ПГГПУ. — Серия № 1. — Психологические и педагогические науки. — 2018. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dva-muzhestva-k-kontseptsii-zhiznestoykosti-s-maddi (дата обращения: 07.05.2025).
5. Никитина Е. В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования / Е. В. Никитина // Academy. — 2017. — № 4 (19). —URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-zhiznestoykosti-kontseptsiya-sovremennye-vzglyady-i-issledovaniya/viewer (дата обращения: 07.05.2025).