Автор: Кондратьева Дарья Константиновна
ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Кондратьева Дарья Константиновна
«Центр «Рассвет»
Актуальность. Актуальная проблема современного общества – рост детей с ОВЗ. Число детей-инвалидов и детей с ОВЗ во всем мире растет. На сегодняшний день есть проблемы в социальном, моральном и экономическом аспекте.
В научных трудах, а также социальной практике имеются различные методы и подходы в обучении таких детей. Нельзя не отметить, что на разных этапах процессы роста и развития протекают по-разному. Тем самым формирование движений и двигательных способностей детей является одной из главных составляющих физического развития.
Целью исследования является изучение влияния подвижных игр на развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачами исследования являются:
1. изучить роль подвижной игры для физического и умственного развития ребенка;
2. подтвердить пользу игры для детей с ОВЗ.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа теоретического материала были выделены основные функции, подтверждающие важность применения игр в коррекционной работе.
Развитие физических качеств является основой обучения, что не может не способствовать повышению двигательной подготовленности учащегося. Физическими качествами являются: сила, выносливость, ловкость, гибкость и быстрота. Развитие этих качеств происходит только при выполнении определенных упражнений.
Игра представляет — самостоятельный вид деятельности, свойственный каждому человеку. Игра – это средство самопознания, досуга, физической культуры и общего социального воспитания. Она отражает сферы материального и духовного творчества. Подвижные игры несут оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. В игре развивается определенные двигательные навыки, которые и являются неотделимой частью двигательной культуры. Наиболее эффективное средство — подвижные игры.
Игровая нагрузка стимулирует организм ребенка с ОВЗ и тем самым удовлетворяет его потребности в двигательной активности. Подвижная игра помогает восстановить здоровье, укрепить все функции организма и развить физические способности.
Подвижные игры используют доступные формы движений: ходьба, бег, лазание, прыжки, упражнения с мячом, в игре отсутствуют строгие правила, поэтому их всегда можно изменить в зависимости от физических и интеллектуальных способностей ребенка. Желание — это стимул, который способствует игровой деятельности.
Большая роль в формировании двигательной активности детей-инвалидов отдана подвижным играм. В игре дети раскрывают себя и свой внутренний мир. В подвижных играх они бегают, догоняют, спасаются, а также изображают животных и персонажей и т.д. Таким образом, для детей с ОВЗ открывается возможности одновременного воздействия на моторную и психическую области. Быстрые изменения в игре предъявляют высокие требования к эффективности нейронных процессов скорости реакции и нестандартности действий. Игры заставляют приспосабливаться к обстановке и реагировать на действия партнеров. Ребенок учится выбирать из целого множества операций одну, которая, согласно его мнению, может привести его к успеху. Следовательно, благодаря игре ребенок развивается интерес, внимание, мысль, воображение, память, моторику, речь. Также игра выступает как средство духовного развития, в игре происходит формирование привычек и правил поведения, межличностных отношений. Не стоит забывать, что с помощью подвижных игр можно снизить эмоциональное напряжение.
Физическое развитие детей с ОВЗ должны быть направлены на решение двух типов проблем:
1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений.
2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предотвращение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.
Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение правильной осанки; развитие движений и двигательных качеств, умственной и физической работоспособности; тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем; закаливание.
Специфические задачи: реализация системы корректирующих и восстановительных мероприятий; профилактика инфекционных и простудных заболеваний; предотвращение вторичных отклонений в физическом развитии.
Результаты исследования.
В результате анализа можно выделить 8 основные функции подвижной игры:
1. Развитие двигательной моторики.
2. Постоянного физического развития и укрепления организма.
3. Коррекция физических отклонений.
4. Развитие умственных способностей.
5. Ускорение процессов усвоения новых знаний и умений.
6. Формирование социально-психологических установок, усвоения норм, осознания эмоционального отношения к элементам игры.
7. Формирование духовных ориентаций через воображение.
8. Становление социальных связей.
Заключение.
Для развития двигательных умений и навыков необходимы разные виды игр. Для детей с ОВЗ нужно подбирать игры с рифмой, несложными движениями. Таким образом, игра занимает важное место в жизнедеятельности каждого ребенка. Благодаря подвижным играм дети избавляются от хаотичности, расширяют свою двигательную активность. Правильно организованная подвижная игра способствует удовлетворению естественной потребности в коммуникации, эмоциональном контакте, расширению двигательных возможностей ребенка и его индивидуальных реакций на физическую нагрузку. Разнообразные задачи по развитию двигательного творчества детей с нарушениями развития в подвижных играх помогают скорректировать отклонения в физическом развитии, что актуализирует их применение в повседневной работе педагога.
Библиографический список:
1. Абрамова Л.Н. подвижная игра как эффективное средство развития двигательного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья, 2019 г. URL: http://orenik.odtdm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=426:2013-11-21-13-45-13&catid=44:2011-02-16-13-15-04&Itemid=92 [Дата обращения 12.12.2022].
2. Окоряк Е.В. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с ограниченными возможностями развития (ОВЗ) (методические реомендации), 2017 г. URL: https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/korrekcionno-razvivayushchie-podvizhnye-igry-dlya-detey-ogranichennymi?ysclid=lbus23yih8179976109, свободный. [Дата обращения 12.12.2022].