Звуковая культура речи

Автор: Рацько Ирина Александровна

Звуковая культура речи – является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произнесение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение.  

Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Согласно ФГОС Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Проблема:

Работая с детьми, я заметила проблему, что дети моей группы имеют речевые нарушения в частности нарушения звукопроизношения. Это как известно сопровождается снижением психического развития что в свою очередь препятствует полному пониманию информации которую получают дети старшего дошкольного возраста.

В связи с необходимостью я изучила соответствующую литературу:

·        Алексеева, М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст]: М.М. Алексеева, О.С. Ушакова /Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2008. – с.27.

·        Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высших и сред.пед.учеб. заведен. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина; Издательский центр «Академия» – М, 2009. – 400 с.

·        Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников [Текст]: сборник научных статей / Институт национальных проблем образования МОРФ; отв. ред. А.М. Шахнарович. – М.: 2008. – с. 416.

·        Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: О.С Ушакова Е.М. Струнина // Учеб.метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

·        Бородич, А. М. Методика развития речи у детей [Текст]: А.

·        Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]

·        Воспитание детей в игре [Текст]: учебное пособие/

·        Павлова, Л.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения [Текст]: Л.Н. Павлова, М.Н. Теречева – СПб.: 2004 с.2047; 100-132с.

·        https://scienceforum.ru/2016/article/2016023025 «Дидактическая игра как средство воспитания»

·        https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/formirovanie_zvukovoi_kultury_rechi_po_sredstvom_didakticheskoi_igry «Формирование звуковой культуры речи по средством дидактической игры»

Актуальность использования дидактической игры на занятии по развитию речи обусловлена в первую очередь тем что, игра является основным видом деятельности в дошкольном детстве. Дидактическая игра способствует пополнению и активизации словаря, формирования правильного звукопроизношения, развитию связной речи, умению правильно выражать свои мысли, обогащает общие знания об окружающем мире.

 Исходя из этого была поставлена цель : создание условий для проявления дошкольниками речевой активности, инициативы, самостоятельности и словотворчества.

Исходя из этого были поставлены задачи:

·        Улучшение и пополнение новым материалом предметно пространственной среды;

·        Совместная разработка воспитателя и детей дидактических игр;

·        Создать условия для включения родителей во взаимодействие с педагогами и детьми в ходе организации речевой деятельности.

Совместно с логопедом была проведена диагностика по выявлению речевых нарушении у детей старшего дошкольного возраста, у 58 % детей  было выявлено нарушение звукопроизношения, в свези с этим для коррекции были подобраны дидактические игры и материалы.

Для создания речевой зоны были использованы различные игры и материалы:

Истории в картинках (дети из ряда картинок составляют рассказы. Истории которые составляют дети не ограничены они спокойно комбинируют картинки и получают совершенно неожиданные рассказы.); Рифмочки и нерефмушки (Играя в эту игру дети ищут слова со схожим звучанием которые можно рифмовать, в ходе поиска дети ради смеха придумывали забавные стишки со словами которые можно рифмовать в последствии данная забава стала элементом наших занятии), Грамматика в картинках (данную игру чаще всего мы используем на занятиях, дети делятся на две команды и каждой команде предлогается сюжетная картинка, задача детей в группе придумать рассказ который расскажет что случилось с персонажем на картинке, эта игра развивает внимание, память, словотворчество ну и конечно же умение работать в группе); Что не так? (игра отражает несуществующие факты о животных, растениях, предметах быта, дети с удовольствием рассказывают о том что же не так изображено на картинках перед ними играя вместе с детьми я вступаю с ними в дисскусию пытаясь доказать что все что нарисовано истинная правда, дети с огромным удовольствием спешат поделиться своими знаниями и доказать мне что на картинеке есть ошибки и разумеется объяснить почему например мы не храним ноки в кастрюле!) Кто быстрее найдет (игра соревновательного характера увлекает детей практически на весь вечер, дети делятся на команды,  двое детей из разных команд садятся и стараются на скорость найти все картинки которые начинаются с одного звука или заканчиваются на один звук, что бы усложнить игру условия для каждой пары играющих меняется остальные дети наблюдают и болеют за свою команду, игра развивает внимание, память, учит детей адекватно реагировать на поражение в игре, работать в команде); Также существуют игры сделанные руками детей например: Звуковая ромашка (к желтой серединке на которой указан звук дети ищут лепесточки с картинками которые начинаются на указанный звук, звуковая ромашка способствует развитию фонематического слуха, ведь что бы отыскать лепесток дети многократно произносят слово с картинки); Дидактическая игра по сказкам Пушкина, бабочки и кружки для дыхательной гимнастики.

В течении дня с детьми заучиваются речевки,  проговариваются скороговорки, словесные игры, загадки, чтение и обсуждение книг, дети описывают свое настроение прослушанной классической мелодии и стараются угадать настроение композитора во время написания мелодии,  делятся впечатлениями и новостями произошедшими с ними на утренних кругах, в течении дня, во время спонтанных бесед со сверстниками.

Речевые игры включаются во все занятия проводимые в детском саду, в качестве физкультминутки проводятся логоритмические упражнения для закрепления изученного звука. На занятиях по развитию речи активно используются дидактические игры. В вечернее время дети самостоятельно пользуются материалами речевого уголка.

В связи с пандемией проводила групповые онлайн консультации по необходимости устранения звукопроизношения у детей.

С родителями проводятся индивидуальные консультации, для развития артикуляционного аппарата, родителям предлагаются информационные буклеты и памятки о значимости артикуляционной гимнастики и упражнения на разные группы звуков, в уголке для родителей создана папка передвижка по словесными играми которые способствуют улучшению звукопроизношения. Так же предлагаются дидактические игры которые можно использовать дома:

·        Какой овощ пропустили? (эта игра не требует большой подготовки или большого свободного времени, вечером когда мама готовит ужин, она может попросить помощи у ребенка проговаривая с ним ингредиенты для блюда, а ребенок ищет продукт который мама пропустила)

·        Поваренок;

·        Чудесный мешочек; (Ребенок не глядя ощупывает и описывает предмет)

·        Чего не хватает?

И т.д.

Уже сейчас я вижу что дети стали более уверенно чувствовать себя в разговоре и со взрослыми и со сверстниками, речь детей стала чище, у детей наблюдается обогащение словаря, наблюдается грамматически правильная развернутая речь, дети активно стали придумывать свой стишки, загадки, сказки, рассказы. На занятия по подготовке к обучению грамоте детям легче усваивать новый материал и более правильно делать звуковое анализ слов.

Дети сами стали придумывать новые игры и предлагать их сверстникам.

После увиденных положительных результатов у детей, родители более активно стали учувствовать в формировании звуковой культуры речи, чаще стали интересоваться образовательной деятельностью в ДОО, и более ответственно подходят к выполнению рекомендации. Родители стали больше общаться и читать что прослеживается в речевой активности детей.

Дальнейшая работа будет проводится уже с подготовительной группой, и направлена на усложнение материала. Планируем продолжать и усложнять работу по мнемотехникам и побуждать к самостоятельному созданию опорных таблиц для рассказывания.  Я надеюсь что к окончанию дошкольного детства дети в совершенстве овладеют звуковой культурой речи. Я постараюсь всячески им помочь в достижении этого результата.

×
×