ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2023-2024 учебный год в подготовительной группе Тема: «Приобщение дошкольников к социальному миру посредством трудового воспитания»

Автор: Касьянова Ирина Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                              «Детский сад  № 1»                              

                           

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2023-2024 учебный год

в подготовительной группе

 

Тема: «Приобщение дошкольников к социальному миру

посредством трудового воспитания»

 

 

                                            воспитатель: Касьянова И.В.

 

 

 

 

 

 

г. Михайловск

 

Тема: «Приобщение дошкольников к социальному миру посредством трудового воспитания»

Актуальность

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии — это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть на проблему взаимодействия детского сада с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, закон «Об образовании РФ» обязывают педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса по данной теме через анализ взаимоотношения детей в семье и повышение уровня правовой культуры родителей. Привлекая родителей к проблеме трудового воспитания детей, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом воспитания своего ребенка. Формирование основ трудового воспитания детей дошкольного возраста требует единства и согласованности действий дошкольного учреждения с семьей. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.

Цель: формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении единства и согласованности действий ДОУ и семьи.

Задачи:

— создать условия для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, формирования чувства принадлежности к обществу и осознания ответственности, формирования у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— воспитывать у детей ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

— воспитывать личностные качества ребенка в аспекте труда и творчества;

— развивать у детей творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества;

— оказывать необходимую помощь семьям в вопросах трудового воспитания детей.

Самореализация:

-участие в системе методической работы в ДОУ;

-подготовка и проведение открытого занятия — как форма подведения итогов общей деятельности;
-проведение родительского собрания по теме «Приобщение дошкольников к социальному миру посредством трудового воспитания».

Предполагаемый результат: повышение педагогической компетенции в формировании у детей основ трудового воспитания.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

-изучение учебной литературы;

-посещение педсоветов, МО, НОД;

-самоанализ и самооценка НОД в своей группе, внесение необходимых корректив при апробации разработанной модели на практике;

-проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

-обобщение опыта на заседании МО.

Форма отчета: сообщение на педсовете (презентация)

Список изучаемой литературы:

1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» — Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980

Перспективное планирование работы по самообразованию

Месяц

Формы и методы работы с детьми

Формы работы с родителями

Формы работы с педагогами

Изучение литературы

Сентябрь

1 неделя

Беседа «Мы приходим в детский сад»

Составление графика дежурств по столовой

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье

Консультация «Трудовое воспитание детей»

Консультация «Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений»

 

Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

 

2 неделя

Дежурство по столовой (сервировка)

Консультация «Дежурство – одна из форм организации труда для детей дошкольного возраста»

3 неделя

Знакомство с профессиями работников детского сада. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

Консультация «Поручение – одна из форм организации труда для детей дошкольного возраста»

4 неделя

Знакомство с профессиями работников сельскохозяйственной сферы.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

ООД: ручной труд «Михайловская осень»

Участие в акции «День урожая»

 

 

Октябрь

1 неделя

Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания. Закрепление последовательности одевания и раздевания. Оказание помощи друг другу при одевании на прогулку

Консультация «Воспитание навыков самообслуживания у детей старшего возраста»

 

Консультация «Трудности в формировании основ трудового воспитания у дошкольников»

 

Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

2 неделя

Дидактическая игра «Разведка полезных дел»

Оформление группового альбома «Из жизни группы»

3 неделя

Беседа «Каждой вещи свое место»

Анкетирование «Мы – друзья природы»

4 неделя

Привлечение детей к помощи воспитателю (подготовка к занятию)

Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ «Потрудились мы на славу» (посадка кустарников)

Ноябрь

1 неделя

Игровые упражнения для развития мелкой моторики «Пуговицы и молнии», «Завяжи шнурок»

Консультация «Виды труда»

Консультация «Средства для осуществления трудового воспитания дошкольников»

 

 

Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» — Мозаика-Синтез, Москва 2014.

 

2 неделя

Игровое упражнение «Мужская работа -расставим стулья»

Фотовыставка: «Моя мама — лучше всех»

3 неделя

Изготовление стенгазеты к празднику «День матери»

Конкурс интересных историй  «Профессия моей мамы»»

4 неделя

Привлечение детей к помощи при мытье игрушек

Привлечение родителей к мелкому ремонту игрушек

Декабрь

1 неделя

Игровое упражнение «Как красиво в нашей группе»

Консультация «Общий, совместный, коллективный труд – одна из форм организации труда для детей дошкольного возраста»

Консультация «Предметно-развивающая среда-средство трудового воспитания детей»

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

 

2 неделя

Привлечение детей к смене постельного белья

Фотоколлаж «Как я помогаю маме дома»

3 неделя

Изготовление новогодних украшений «Наша нарядная елка»

Изготовление новогодних костюмов с привлечением детей

4 неделя

Создание построек из снега на прогулке

Совместная трудовая деятельность детей и родителей во дворе по уборке снега

Январь

1 неделя

Игровое упражнение «Все мы делаем по порядку» (последовательность действий)

Консультация «Труд ребенка»

Консультация «Ознакомление с профессиями людей в разных возрастных группах»

 

Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980

 

 

2 неделя

Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Занятие НОД: рисование работников различных профессий.

Акция «Мы — дизайнеры» (костюмы для кукол)

3 неделя

Дидактическая игра: «Выбираем работу». Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление аудиосборника рассказов. 

Консультация «Приобщение дошкольников к социальному миру посредством трудового воспитания»

4 неделя

Наблюдение на работой дворника, убирающего снег.

Беседа о правилах безопасного поведения на скользкой дороге

Консультация «Пример родителей – залог успешного трудового воспитания детей»

Февраль

1 неделя

Уборка в игровых зонах, сортировка игрушек, отбор поломанных

Акция «Автомастерская» (ремонт игрушек)

Консультация «Организация и руководство хозяйственно-бытовым трудом»

Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

 

2 неделя

Создание игровой ситуации «Поможем малышам одеться на прогулку»

Памятка «Скоро в школу! Развиваем навыки самообслуживания»

3 неделя

Игра «Каждой вещи свое место»

Анкетирование «Воспитание положительного отношения к труду»

4 неделя

Помощь в смене постельного белья и полотенец

Изготовление кормушек для птиц

Март

1 неделя

Ручной труд «Подарок маме»

Фотовыставка «Мама –солнышко мое»

Консультация «Воспитание нравственных качеств в различных видах труда»

Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов/М.: Астрель, СПб: Сова, 2010

Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов/СПб: ООО Издательство «Сова», 2010

2 неделя

Раскладывание книг в книжном уголке

Памятка «Как научить ребенка бережному отношению к книгам»

3 неделя

Игровое упражнение «Как красиво в нашей группе»

Консультация «Организация и руководство хозяйственно-бытовым трудом»

4 неделя

Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов

Акция «Куклы и дети» — (изготовление театральных кукол разного вида своими руками)

Апрель

1 неделя

Игровое упражнение «Наши вещи ложатся спать»

Анкетирование «Как сберечь  природу»

Презентация «Труд в природе: Задачи и содержание работы по группам»

 

Интернет-источники

2 неделя

Привлечение детей к помощи при мытье игрушек

Совместный труд «Помощь в озеленении участка»

3 неделя

Игровое упражнение «Все мы делаем по порядку» (последовательность действий)

«Великая Пасха» — привлечение детей к изготовлению пасхальных  угощений

4 неделя

Игровые упражнения для развития мелкой моторики «Завяжи шнурок» и «Прищепки»

Благоустройство территории (покраска модулей на участке группы)

Май

1 неделя

Дидактическая игра «Разведка полезных дел»

Беседа «Роль семьи в трудовом воспитании детей»

Презентация «Любим мы трудиться, не хотим лениться» (отчет о проделанной работе)

 

 

Интернет-источники

2 неделя

Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания.

Презентация «Любим мы трудиться, не хотим лениться» (отчет о проделанной работе)

3 неделя

Оказание помощи друг другу при одевании на прогулку

Беседа «Труд детей в летний период»

4 неделя

Презентация «Наш любимый детский сад»

Экскурсия по территории детского сада

               

 

Скачать статью

×
×