Автор: Касьянова Ирина Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1»
ПЛАН РАБОТЫ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2023-2024 учебный год
в подготовительной группе
Тема: «Приобщение дошкольников к социальному миру
посредством трудового воспитания»
воспитатель: Касьянова И.В.
г. Михайловск
Тема: «Приобщение дошкольников к социальному миру посредством трудового воспитания»
Актуальность
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии — это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть на проблему взаимодействия детского сада с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, закон «Об образовании РФ» обязывают педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса по данной теме через анализ взаимоотношения детей в семье и повышение уровня правовой культуры родителей. Привлекая родителей к проблеме трудового воспитания детей, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом воспитания своего ребенка. Формирование основ трудового воспитания детей дошкольного возраста требует единства и согласованности действий дошкольного учреждения с семьей. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.
Цель: формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении единства и согласованности действий ДОУ и семьи.
Задачи:
— создать условия для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, формирования чувства принадлежности к обществу и осознания ответственности, формирования у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— воспитывать у детей ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
— воспитывать личностные качества ребенка в аспекте труда и творчества;
— развивать у детей творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества;
— оказывать необходимую помощь семьям в вопросах трудового воспитания детей.
Самореализация:
-участие в системе методической работы в ДОУ;
-подготовка и проведение открытого занятия — как форма подведения итогов общей деятельности;
-проведение родительского собрания по теме «Приобщение дошкольников к социальному миру посредством трудового воспитания».
Предполагаемый результат: повышение педагогической компетенции в формировании у детей основ трудового воспитания.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
-изучение учебной литературы;
-посещение педсоветов, МО, НОД;
-самоанализ и самооценка НОД в своей группе, внесение необходимых корректив при апробации разработанной модели на практике;
-проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
-обобщение опыта на заседании МО.
Форма отчета: сообщение на педсовете (презентация)
Список изучаемой литературы:
1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998
3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.
4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» — Мозаика-Синтез, Москва 2014.
5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980
Перспективное планирование работы по самообразованию
Месяц |
Формы и методы работы с детьми |
Формы работы с родителями |
Формы работы с педагогами |
Изучение литературы |
|||
Сентябрь |
|||||||
1 неделя |
Беседа «Мы приходим в детский сад» Составление графика дежурств по столовой |
Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье Консультация «Трудовое воспитание детей» |
Консультация «Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений»
|
Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
|
|||
2 неделя |
Дежурство по столовой (сервировка) |
Консультация «Дежурство – одна из форм организации труда для детей дошкольного возраста» |
|||||
3 неделя |
Знакомство с профессиями работников детского сада. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» |
Консультация «Поручение – одна из форм организации труда для детей дошкольного возраста» |
|||||
4 неделя |
Знакомство с профессиями работников сельскохозяйственной сферы. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» ООД: ручной труд «Михайловская осень» |
Участие в акции «День урожая»
|
|||||
Октябрь |
|||||||
1 неделя |
Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания. Закрепление последовательности одевания и раздевания. Оказание помощи друг другу при одевании на прогулку |
Консультация «Воспитание навыков самообслуживания у детей старшего возраста»
|
Консультация «Трудности в формировании основ трудового воспитания у дошкольников»
|
Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 |
|||
2 неделя |
Дидактическая игра «Разведка полезных дел» |
Оформление группового альбома «Из жизни группы» |
|||||
3 неделя |
Беседа «Каждой вещи свое место» |
Анкетирование «Мы – друзья природы» |
|||||
4 неделя |
Привлечение детей к помощи воспитателю (подготовка к занятию) |
Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ «Потрудились мы на славу» (посадка кустарников) |
|||||
Ноябрь |
|||||||
1 неделя |
Игровые упражнения для развития мелкой моторики «Пуговицы и молнии», «Завяжи шнурок» |
Консультация «Виды труда» |
Консультация «Средства для осуществления трудового воспитания дошкольников»
|
Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» — Мозаика-Синтез, Москва 2014.
|
|||
2 неделя |
Игровое упражнение «Мужская работа -расставим стулья» |
Фотовыставка: «Моя мама — лучше всех» |
|||||
3 неделя |
Изготовление стенгазеты к празднику «День матери» |
Конкурс интересных историй «Профессия моей мамы»» |
|||||
4 неделя |
Привлечение детей к помощи при мытье игрушек |
Привлечение родителей к мелкому ремонту игрушек |
|||||
Декабрь |
|||||||
1 неделя |
Игровое упражнение «Как красиво в нашей группе» |
Консультация «Общий, совместный, коллективный труд – одна из форм организации труда для детей дошкольного возраста» |
Консультация «Предметно-развивающая среда-средство трудового воспитания детей» |
Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.
|
|||
2 неделя |
Привлечение детей к смене постельного белья |
Фотоколлаж «Как я помогаю маме дома» |
|||||
3 неделя |
Изготовление новогодних украшений «Наша нарядная елка» |
Изготовление новогодних костюмов с привлечением детей |
|||||
4 неделя |
Создание построек из снега на прогулке |
Совместная трудовая деятельность детей и родителей во дворе по уборке снега |
|||||
Январь |
|||||||
1 неделя |
Игровое упражнение «Все мы делаем по порядку» (последовательность действий) |
Консультация «Труд ребенка» |
Консультация «Ознакомление с профессиями людей в разных возрастных группах» |
Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980
|
|||
2 неделя |
Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Занятие НОД: рисование работников различных профессий. |
Акция «Мы — дизайнеры» (костюмы для кукол) |
|||||
3 неделя |
Дидактическая игра: «Выбираем работу». Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление аудиосборника рассказов. |
Консультация «Приобщение дошкольников к социальному миру посредством трудового воспитания» |
|||||
4 неделя |
Наблюдение на работой дворника, убирающего снег. Беседа о правилах безопасного поведения на скользкой дороге |
Консультация «Пример родителей – залог успешного трудового воспитания детей» |
|||||
Февраль |
|||||||
1 неделя |
Уборка в игровых зонах, сортировка игрушек, отбор поломанных |
Акция «Автомастерская» (ремонт игрушек) |
Консультация «Организация и руководство хозяйственно-бытовым трудом» |
Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
|
|||
2 неделя |
Создание игровой ситуации «Поможем малышам одеться на прогулку» |
Памятка «Скоро в школу! Развиваем навыки самообслуживания» |
|||||
3 неделя |
Игра «Каждой вещи свое место» |
Анкетирование «Воспитание положительного отношения к труду» |
|||||
4 неделя |
Помощь в смене постельного белья и полотенец |
Изготовление кормушек для птиц |
|||||
Март |
|||||||
1 неделя |
Ручной труд «Подарок маме» |
Фотовыставка «Мама –солнышко мое» |
Консультация «Воспитание нравственных качеств в различных видах труда» |
Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов/М.: Астрель, СПб: Сова, 2010 Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов/СПб: ООО Издательство «Сова», 2010 |
|||
2 неделя |
Раскладывание книг в книжном уголке |
Памятка «Как научить ребенка бережному отношению к книгам» |
|||||
3 неделя |
Игровое упражнение «Как красиво в нашей группе» |
Консультация «Организация и руководство хозяйственно-бытовым трудом» |
|||||
4 неделя |
Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов |
Акция «Куклы и дети» — (изготовление театральных кукол разного вида своими руками) |
|||||
Апрель |
|||||||
1 неделя |
Игровое упражнение «Наши вещи ложатся спать» |
Анкетирование «Как сберечь природу» |
Презентация «Труд в природе: Задачи и содержание работы по группам» |
Интернет-источники |
|||
2 неделя |
Привлечение детей к помощи при мытье игрушек |
Совместный труд «Помощь в озеленении участка» |
|||||
3 неделя |
Игровое упражнение «Все мы делаем по порядку» (последовательность действий) |
«Великая Пасха» — привлечение детей к изготовлению пасхальных угощений |
|||||
4 неделя |
Игровые упражнения для развития мелкой моторики «Завяжи шнурок» и «Прищепки» |
Благоустройство территории (покраска модулей на участке группы) |
|||||
Май |
|||||||
1 неделя |
Дидактическая игра «Разведка полезных дел» |
Беседа «Роль семьи в трудовом воспитании детей» |
Презентация «Любим мы трудиться, не хотим лениться» (отчет о проделанной работе) |
Интернет-источники |
|||
2 неделя |
Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания. |
Презентация «Любим мы трудиться, не хотим лениться» (отчет о проделанной работе) |
|||||
3 неделя |
Оказание помощи друг другу при одевании на прогулку |
Беседа «Труд детей в летний период» |
|||||
4 неделя |
Презентация «Наш любимый детский сад» |
Экскурсия по территории детского сада |
|||||